Company's history

Yu. K. Nedachin Scientific Production Center ASPECT

Company beginning

Founded in 1991 by a group of Joint Institute for Nuclear Research scientists and Tenzor Instumentation Plant engineers, Scientific Production Center ASPECT was initially a reply to a growing need for up-to-date inland spectrometric equipment and an effort to commercialize results of the JINR research and development activities. The new company was headed by Yury Konstantinovich Nedachin.

The company started with production of complete spectrometers to be supplied to Sanitary and Epidemiological Services in the areas affected by the Chernobyl disaster. Among our first customers we were proud to have the Nuclear Test Control Service, for whom ASPECT developed and produced a unique device to detect and identify isotopes specific for nuclear explosions. The mid 1990s saw the beginning of our ongoing cooperation with the Preparatory Commission for the Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization based in Vienna (Austria).

The early 1990s were marked by an increase of concerns both in Russia and throughout the world in connection with illicit trafficking of radioactive materials and their potential unauthorized usage. In 1995 the Russian Customs State Committee was assigned with a task to supervise fissile and radioactive materials crossing the Russian borders and customs checkpoints, which was followed by comparative tests attended by several Russian vendors including SPC ASPECT. The tests were aimed at studying of technical capabilities in that area, and upon their completion SPC ASPECT solutions were declared as the most promising. After a while, SPC ASPECT became the major supplier of radiation monitoring integrated systems to the Russian customs check points.

Another large and important step in the history of our company became development and supplies of radiation monitoring equipment to the first and second block of the Taywan Nuclear Power Plant in China, which has been constructed under the Russian-Chinese intergovernmental agreement since 1997. The experience gained became a starting point for development of one of our major activities, that is development and supply of radiation monitoring equipment to nuclear power plants complying with their strict requirements to equipment sensitivity and reliability. As of today, our products are in operation at numerous power plants in Russia and abroad.

The integrated systems included the Yantar radiation monitors and the MKC-A03 handheld radiation monitors and passed rigorous performance tests both at Russian and international test centers, including the IAEA (Vienna, Austria), which we see as a proof of high reliability of our products, technologies and solutions.

The beginning of the new millennium was marked by an increasing number of acts of unlawful interference throughout the world causing concerns of many governments followed by efforts to develop ways of prevention and response. In 2010 Russia started its Complex Public Transport Security Programme, which also included radiation security measures in transportation facilities and crowded public areas. Many years of positive experience gained in development and production of integrated systems and installation at critical facilities allowed SPC ASPECT to offer solutions that became a basis for construction of radiation safety systems at over 1000 sites. The first major project under the Programme was the Saint-Petersburg Metro followed by the Moscow Metro, the Sochi Olympic Games, 2018 FIFA World Cup and other sports and entertainment events facilities.

SPC ASPECT today

For the 30 years since its foundation, SPC ASPECT has come a path from a small like-minded group to a modern enterprise with a developed network of regional representatives, in-house manufacturing facilities, scientific departments, customers service support, test and metrology laboratories, as well as wealth of experience and expertise in international cooperation and implementation of large-scale projects.

История компании

Научно-производственный центр "АСПЕКТ" имени Ю. К. Недачина

Основание компании

АО «НПЦ «АСПЕКТ» был основан в 1991 году группой специалистов
Объединенного института ядерных исследований и завода «Тензор» в ответ на
растущую потребность в стране в современном спектрометрическом
оборудовании отечественного производства и для внедрения на коммерческой
основе научных разработок ОИЯИ. Первым директором нового предприятия стал
Недачин Юрий Константинович.

Первыми изделиями компании стали полнокомплектные спектрометры для оснащения лабораторий СЭС, расположенных в областях, подвергшихся радиологическому загрязнению после Чернобыльской аварии. Среди первых заказчиков также была и служба специального контроля ядерных испытаний, для которой НПЦ «АСПЕКТ» разработал и поставил уникальное оборудование для обнаружения и идентификации специфических изотопов, образующихся преимущественно при ядерных взрывах. В середине 1990-х годов началось и продолжается до сих пор сотрудничество с Подготовительной комиссией Организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Вена, Австрия).

В начале 1990-х годов в России и в мире стали все чаще высказываться опасения по поводу неконтролируемого перемещения радиоактивных источников и возможности их несанкционированного использования. В 1995 году Государственному таможенному комитету было поручено осуществлять контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов через границу и таможенные пункты пропуска. Для изучения технических возможностей были организованы сравнительные испытания, в результате которых разработки НПЦ «АСПЕКТ» были признаны перспективными, и через некоторое время компания стала основным поставщиком интегрированных комплексов радиационного контроля для оснащения таможенных пунктов пропуска в России.

Крупным и важным проектом в истории компании стало участие в оснащении оборудованием радиационного контроля первого и второго блоков Тяньванской АЭС, строящейся в рамках российско-китайского межправительственного соглашения с 1997 года. Полученный опыт стал отправной точкой для развития одного из основных направлений деятельности компании – разработки и поставки оборудования радиационного контроля на атомные электростанции в соответствии с их жесткими требованиями к чувствительности и надежности оборудования. Сегодня наше оборудование успешно работает на многих атомных электростанциях в России и за рубежом.

Комплексы, включающие в себя радиационные мониторы «Янтарь» и ручные радиометры-спектрометры МКС-А03, были успешно протестированы российскими и международными испытательными центрами, в том числе и МАГАТЭ (Вена, Австрия), что позволяет НПЦ «АСПЕКТ» с уверенностью говорить о надежности своих изделий, технологий и технических решений.

Начало нового тысячелетия было отмечено возрастающей частотой актов незаконного вмешательства как в России, так и во всем мире, вызвав озабоченность этой проблемой у правительств разных стран и разработкой путей противодействия. В 2010 году в России начала реализовываться Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, включавшая в себя также и обеспечение радиационной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Многолетний успешный опыт разработки интегрированных комплексов и оснащения объектов повышенной важности позволил НПЦ «АСПЕКТ» предложить заказчику решения, которые стали основой для построения систем радиационной безопасности на более чем 1000 объектах. Первым крупным проектом стал Санкт-Петербургский метрополитен, за которым последовало оснащение Московского метрополитена, объектов Олимпиады в Сочи в 2014 году, Чемпионата мира по футболу, прочих объектов проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий.

АСПЕКТ сегодня

За 30 лет с момента своего основания НПЦ «АСПЕКТ» прошел путь от небольшой группы единомышленников до современного предприятия с развитой сетью представителей, собственным производством, научными подразделениями, службой технической поддержки, испытательными и метрологическими лабораториями, богатым опытом международного сотрудничества и реализации крупных проектов.